IV Всероссийская конференция
Профессиональная переподготовка по специальности Менеджер по управлению персоналом

календарь событий

  август  

  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  •  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31










Игры, в которые играют игреки

Источник: Rabota.ru

Игры, в которые играют игреки

Смена поколений — всегда вызов для рынка труда. О том, кто они — поколение Y, можно прочесть в наших предыдущих статьях. Но по-прежнему они остаются загадкой для работодателей, которые привыкли иметь дело с поколением X. Как привлечь игреков, чем их мотивировать — вопросы, которые встают перед каждым HR-менеджером. Портал Rabota.ru вместе с экспертами обратился к самому необычному аспекту нового HR-брендинга: геймификации.

Честолюбивые дублеры

Какая мотивация самая действенная? Большинство экспертов сходится во мнении, что увеличение сумм в зарплатной ведомости — не панацея. Перераспределение зарплаты в пользу премий и процентов за счет оклада — также не оправдывает себя. Чтобы сотрудник мог эффективно трудиться, оклад должен соответствовать его базовым потребностям. Злоупотребление финансовой мотивацией нервирует и заставляет искать более надежное место работы. Прибавлять же к высокой зарплате еще и большие премии не всегда получается.

В особенности сказанное касается поколения Y. Многие из них покоятся на хорошей материальной базе, созданной их родителями. Поэтому заработок для них зачастую отходит на второй план. Игреки ценят признание и самореализацию, а также свободу и личное время. Поэтому на смену материальной мотивации приходят новые методы.

Работа 2.0

Геймификация — использование игровых инструментов в неигровых процессах. Проще говоря, это превращение рутины в увлекательное занятие. Работа издавна считалась проклятием человечества: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Что же, времена меняются...

«Геймификация —это пока новый для России, но уже довольно часто применяемый механизм в HR, в основном его используют быстро растущие высокотехнологичные компании и крупные западные», — утверждает Наталья Поддубная, менеджер по персоналу рекрутинговой компании «Бигл». В чем же суть этого явления?

Игреков иногда называют инфантильными лентяями. Утверждение спорное, но, по всей видимости, это поколение так и не выросло из игр. Истоки геймификации — в компьютерных ролевых играх. Их главный принцип — визуализация каждого достижения игрока. Увлеченный игровым процессом почти не замечает усилий, потраченных на достижение виртуального результата, на переход от уровня к уровню. В руках умелого эйчара эта особенность молодого поколения может стать технологией повышения вовлеченности, а вслед за ней и производительности. Сет Прибач, руководитель проекта scvngr.com, сказал: «Позвольте своему сотруднику быть эльфом 80-го уровня, и он будет работать эффективнее».

Такие разные «печеньки»

Как воплотить геймификацию на практике? «Формат игры полностью зависит от целей, которые преследует работодатель, — говорит Наталья Поддубная. — Это может быть стимулирование сотрудников, улучшение качества и скорости работы, увеличение числа привлеченных клиентов или же выполнение плановых показателей». По мнению эксперта, это может быть как виртуальная игра, например, на командообразование: выстраивая отношения с виртуальными персонажами своих коллег, сотрудники фактически выстраивают более эффективные коммуникации с самими коллегами. Также это может быть и оффлайн игра — например, соревнование между сотрудниками на привлечение наибольшего количества клиентов.

Как утверждает Евгения Шатилова, директор по развитию проекта «Пряники», геймификация проявляется в трех формах. Первая — соревнование, главная составляющая игровой мотивации. «Здесь используются турнирные таблицы, понятные цели и правила», — поясняет эксперт. «Стоит обратить внимание, что если в игре присутствует соревновательный момент, итоги обязательно должны быть измеримыми, а для мотивации сотрудников к участию все результаты стоит отображать в промежуточной "турнирной таблице“», — подтверждает Наталья Поддубная.

Вторая форма геймификации, по мнению Евгении Шатиловой, это механики типа «Win-win», игра без победителя, которая приятна самим своим процессом. «В качестве примера приведу компанию i-Free и ее "фришки“ — виртуальную валюту, которую сотрудники могут отдавать друг другу в качестве благодарности за помощь, например. „Фришки“ могут быть потрачены во внутреннем "фришки-маркете“ на недорогие, но приятные подарки», — рассказывает эксперт.

Третью составляющую геймификации эксперт называет «эстетикой». «Ее цель — визуализировать, сделать понятными и приятными цели, задачи, вектор развития, повысить видимость результатов работы сотрудников». Теперь «спасибо» можно не только положить в карман...

Игра работе не помеха

Насколько эффективен игровой подход? Евгения Шатилова уверена, что он может стать залогом ударного труда. «Вспомните Алексея Стаханова, перевыполнившего норму по добыче угля в 14 раз и ставшего основоположником Стахановского движения — вот яркий пример геймификации (хотя, конечно, в то время никто таких слов не употреблял). Использование соревновательных механик, будучи в игре направленным на выявление лидера, победителя, при этом повышает качество работы в целом: лидером станет только один, а стремиться к этому будут все (ну или достаточно значимая часть коллектива)». Такого же мнения придерживается Наталья Поддубная: «Главное преимущество геймификации заключается в том, что соревновательный характер повышает общий уровень качества и скорости работы. Лидером может стать только лишь один сотрудник, но стараться достичь этого результата будут многие». Важно не перепутать рейтинги с оценками, так как первые ассоциируются с играми, а вторые — со школьными буднями.

Любую ли работу можно совмещать с игрой? Евгения Шатилова дает положительный ответ. «Все мы в душе дети, от профессии это никак не зависит. Поделюсь интересным примером: в одном парке городских поливальных машин (за рубежом) лучшим водителям доверялось работать на поливальной машине, раскрашенной в ромашки, и водители из кожи вон лезли, чтобы порулить "ромашковой“ поливалкой, хотя казалось бы: какая может быть геймификация в сфере ЖКХ?».

Use it wisely

В чем могут заключаться недостатки геймификации? «В непонимании целей и задач и неумении внедрять игровые механики», — считает Евгения Шатилова. «Это, к сожалению, пока еще очень часто встречается. Навязывая игру всем и вся в приказном порядке, можно вместо повышения эффективности труда получить полное отторжение игры ее участниками. Игра не может быть обязаловкой — никогда».

Российский опыт изобилует примерами неумелого использования геймификации: «Игра ради игры в бизнес-процессах не приживется, как и любая другая механика, которая внедряется "чтобы было“ или "потому что так надо“. Сейчас, например, один из "модных“ трендов — социализация корпоративных порталов, а наиболее частый вопрос, который задают на семинарах и конференциях по этой теме "Как загнать сотрудников на корпортал?“. Если есть нужда загонять, значит, портал не помогает решать рабочие задачи. И загонять на него сотрудников, просто чтобы была посещаемость, бессмысленно. Так же и с игрой — в нее необходимо вовлечь, но ни в коем случае не принуждать и не загонять», — предупреждает Евгения Шатилова.

«Далеко не всем сотрудникам интересно участвовать в соревновании», — соглашается Наталья Поддубная. «Это может быть вызвано такими, к примеру, факторами, как неуверенность в собственных силах, пассивная жизненная позиция или же сомнения в существовании призового фонда».

Итак, стоит ли геймификация того, чтобы применять ее в HR-практике? «Как любой инструмент HR, геймификация имеет свои плюсы и минусы», — говорит Наталья Поддубная. «Введение игровых элементов не является панацеей от всех проблем в управлении персоналом, и в компаниях, не уделяющих внимания своей корпоративной культуре, это будет лишь пустой тратой времени и бюджета». «Но в целом, практика применения игр в управлении персоналом уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент: например, во время обучения в форме игры усваивается больший объем информации, она дольше удерживается в памяти», — продолжает эксперт.

«Всем давно известно, что дети лучше всего обучаются через игру. Но дети взрослеют и игра становится... "неприличной“», — говорит Евгения Шатилова. «Но сила ее воздействия никуда не девается, — продолжает эксперт. — Мы так же легко выполняем задания, когда они поданы в игровой форме. А у огромного количества людей работа ужасно скучная, и они скрашивают ее, зависая в социальных сетях, раскладывая пасьянсы и играя в "Сапера“ на работе. Игры побеждают работу — раз за разом. Мне кажется, не надо с ними бороться: надо поставить их на службу бизнесу и извлекать пользу — как из потока воды, приводящего в движение водяную мельницу».


Андрей Павлюченко